Исследование: география российского малого бизнеса

Пост обновлен май 19


Исследование покажет в каком городе начинать бизнес, а в какие выходить с существующим продуктом. Экономически активные, «экспортирующие» и «импортирующие» бизнес области и регионы с наибольшей централизацией. И проникновение IP-телефонии по типу бизнеса и региону.


Методика

Данные из Метрики или Google Analytics определяют местоположение нашего клиента — штаб-квартиру. Но компания может вести бизнес в других или нескольких областях. Это и в каких городах экономическая активность выше покажет статистика номеров. Сопоставив Метрику и данные по номерам, мы увидим как распределяется активность по регионам, какие области «экспортируют» бизнес, а какие «импортируют». Из Метрики считаются визиты, из АТС — количество номеров. Данные учитываются по городам в процентах от общего количества. Из визитов вычитаем номера и получаем разницу. Она определит «экспорт/импорт» для региона и объём.


Эти данные выявляют:

  1. экономически активные регионы с высокой конкуренцией;

  2. потенциальные рынки;

  3. проникновение IP-телефонии.

Однако данные не затрагивают спрос, развитие конкретной ниши или динамику. Исследование строится на компаниях малого бизнеса с высоким проникновением виртуальной АТС. Мы проанализировали 2079 российских номеров.


По федеральным округам

Начинаем с крупных регионов России — федеральных округов. С присоединением Крыма их стало девять, но последний мы не учитывали — мало данных. Отдельно посчитали федеральные номера 8800, так как они не привязываются к области. По популярности среди клиентов onlinePBX они на третьем месте и обгоняют Северо-Западный федеральный округ, уступая Центральному и Уральскому — на первом и втором местах, соответственно.

Экономическая активность по федеральным округам: сравнение телефонных номеров и визитов

Статистика номеров повторяет исследование Росстата — в лидерах по развитию Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа. На них приходится 75–80 % экономической активности страны. Заметно отстают Южный и Сибирский округа, замыкают Дальневосточный и Северо-Кавказский. Статистика визитов отличается. В столбце Дельта видим в какую сторону и на сколько. Центральный ФО имеет «дефицит бизнеса» — номеров больше, чем работающих в нашем сервисе компаний. Одновременно в Уральском и Северо-Западном федеральных округах «избыток бизнеса» — компаний больше, чем подключили номеров. Компании из этих округов ведут бизнес в Центральном ФО, но головной офис работает в родном городе. Если выходите на другие рынки с типовым товаром или услугой, то конкурировать придётся в Центральном, Уральском и Северо-Западных округах. Это наибольшие по ёмкости рынки, но и самые заполненные. При небольшом маркетинговом бюджете обратите внимание на Приволжский федеральный округ — в нашей статистике он остался недооценённым. Рассмотрим активность по областям/городам:


Федеральный округ Доля номеров, % Доля визитов, % Дельта, %

1. Центральный 42,33 31,40 -10,93

2. Уральский 12,03 21,30 9,27

3. Северо-Западный 10,97 19,30 8,33

4. Приволжский 10,53 9,50 -1,03

5. Южный 5,87 9,90 4,03

6. Сибирский 5,44 5,50 0,06

7. Дальневосточный 0,72 0,50 -0,22

8. Северо-Кавказский 0,63 0,80 0,17

9. Федеральный 8800 11,50 — —


По регионам

В таблице ниже мы свели долю номеров и визиты для областей. Компании из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани больше других работают за пределами своих регионов — «экспортируют» бизнес в другие города. Вряд ли стоит выходить в эти регионы — рынки насыщены, высокая конкуренция, работают компании с федеральным опытом и столичными заказчиками. Для расширения бизнеса подойдут: Москва, Самара и Краснодар, в них от 7 до 15 процентов занимают компании из других регионов. У Москвы высокая конкуренция, но большая ёмкость рынка, в Самаре, Челябинске и Нижнем Новгороде низкая конкуренция со стороны местных компаний. Аналогично в Краснодарском крае — в Краснодаре и Сочи.


Регион Доля номеров, % Доля визитов,% Дельта, %

Москва 93,86 82,48 -11,38

Санкт-Петербург 78,51 83,93 5,42

Уральский ФО

Свердловская область 71,60 82,16 10,56

Челябинская область 13,60 8,50 -5,10

Приволжский ФО

Татарстан 22,37 28,42 6,05

Самарская область 18,72 11,57 -7,15

Нижегородская область 15,53 10,52 -5,01

Южный ФО 

Краснодарский край 62,30 47,47 -14,83


Для Центрального и Северо-Западного федеральных округов характерна максимальная централизация. На крупнейшие города приходится больше всего номеров и визитов. Если у ваших товаров сложная логистика — лучше выходить в централизованные округа несмотря на высокую конкуренцию. Воспользуйтесь советом и в том случае, если товар/услугу сложно или дорого продвигать. В меньшей степени централизация проявляется в Южном и Поволжском округах.


IP-телефония по сферам

Этот раздел показывает проникновение IP-телефонии по сферам деятельности: 70 % компаний продают товары, оказывают услуги, делают сайты и интернет-маркетинг. Оставшиеся 30 % распределяются между сферами: сервис, разработка ПО, образование, интеграторы, строительство, производство, логистика, консалтинг, оптовые продажи и информационные порталы.

Проникновение IP-телефонии по сферам бизнеса

Продают всё: от автозапчастей до металлопроката, от цветочных горшков до стоматологического оборудования и медтехники, от женских сумок до водоочистительных сооружений. Услуги: риелторы, страховые компании, правовое и бухгалтерское обеспечение, аутсорсинг ИТ и продаж, аренда техники, взыскание долгов, проведение праздников и ещё 40 видов. Также используют IP-телефонию компании, работающие в интернете — это веб-студии и интернет-маркетинговые агентства. 79 % всех клиентов используют хотя бы одну CRM-систему. Если не увидели здесь своего бизнеса, это не значит, что в вашей сфере IP-телефония не применяется. При выходе в другие города интернет-телефонию использует любой бизнес — она организует работу с номерами и сценарием звонков.


Сфера бизнеса Доля, %

Торговля 30,39

Услуги 25,00

Сайты 8,33

Интернет-маркетинг 6,86

Прочее 29,42


Факты сервиса

  1. Каждая десятая компания использует номер 8800.

  2. 19 компаний используют больше одного 8800. Максимальное количество на компанию — 10.

  3. В Центральном федеральном округе на одну фирму приходится 1,4 номера, а в Поволжском — 1,9. Между ними: Северо-Западный с 1,6 номера на компанию, Уральский с показателем 1,7 и Южный федеральный округ, где на одну компанию 1,8 номера.

  4. onlinePBX используют в Казахстане, Украине и Германии. Помимо перечисленных к нам подключили номера из 10 стран.


Выводы

Мы анализировали наших клиентов — компании с 5-7 менеджерами в сферах, где используется IP-телефония. Исследуемые данные не дают точной картины — в первую очередь они отображают популярность сервиса в том или ином городе. Однако исследование совпадает с данными Росстата. Многое зависит и от специфики бизнеса — не существует единых правил для всех компаний. Исследование поможет принять решение, но это не единственный источник, используйте другие открытые данные.


Об авторе


Никита Лялин Директор по маркетингу onlinePBX


#исследования #аналитика #бизнес

Надёжная телефония для вашего бизнеса

с интеграцией в любую CRM

© 2020 Блог onlinePBX

  • vk
  • fb
  • youtube 1